[греч. ̓Αντώνιος Καυλέας], Патриарх К-польский (3.08.893 - 12.02.901), свт. (пам. 12 февр.). Житие А. К., написанное Никифором, «ритором и философом», вероятно, вскоре после смерти святого, характеризует его как «мужа благочестивого, твердого в добродетели, храм доброты и сострадания». А. К. в 12 лет стал монахом, потом был рукоположен во священника и избран игуменом одного из столичных мон-рей. После смерти Патриарха Стефана I (886-893), брата имп. Льва VI, был избран на Патриарший престол. В своей деятельности он много внимания уделял благотворительности и помощи нуждающимся. А. К. не одобрял 2-й брак имп. Льва с Зоей, дочерью Стилиана Зауцы, и лишил сана священника, благословившего этот брак. В конце правления А. К. состоялось окончательное примирение между сторонниками Патриархов Игнатия (847-858; 867-877) и Фотия (858-867; 877-886). А. К. был основателем (или восстановителем) к-польского мон-ря, с 1192 г. известного под названием «кир Антония». В церкви этого мон-ря Патриарх и был похоронен. Житие описывает многие чудеса, происшедшие у его гробницы.
Память А. К. указывается 12 февр. в вост. и зап. календарях. В визант. памятниках она упоминается начиная с X в. Отмечена в Типиконе Великой ц. IX- X вв., согласно к-рому празднование А. К. совершалось в созданном им мон-ре (Mateos. Typicon. P. 230). Краткие жития А. К. находятся в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 307-308) и Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 458-460).
О почитании А. К. на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцеслове Холмского Евангелия (РГБ. Рум. 106. Л. 166 об., 2-я пол. XIII в.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. К., включенного в нестишной Пролог (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 194). В 1-й пол. XIV в. житие А. К. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткие жития А. К. из нестишного и Стишного Прологов (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 474, 476 (1-я паг.)). Мощи А. К. видел в К-поле в 1200 г. Антоний, архиеп. Новгородский (Книга Паломник. С. 29).
По греч. рукописи XI в. (Sinait. gr. 602. Fol. 50-51v - Ταμεῖον. Ν 491. Σ. 166) известен фрагмент канона А. К. 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. К. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. К. (Θεβρουάριος. Σ. 140-141).